Модернизация – единственный шанс выжить!

Последствия экономических потрясений конца 90-х - начала 2000-х годов смоленский завод Комплексные Дорожные Машины имени М. И. Калинина испытал на себе в полной мере. Дважды пережив банкротство, старейшее в России предприятие отрасли очень тяжело втягивалось в рыночные отношения, прежде всего, по причине сезонного характера выпускаемой им продукции. Резкие колебания спроса на дорожную технику не позволяли заводу стабилизировать свою экономическую деятельность, и только вхождение этого предприятия в финансово-промышленную группу «АКИБАНК» смогло изменить ситуацию коренным образом. С 2005 года начался подъем, а затем и расцвет завода, и сегодня он обеспечивает практически половину объема потребностей отечественного рынка в комбинированных дорожных машинах. В настоящий момент смоленский завод, как, впрочем, и вся российская промышленность, находится на пороге новых испытаний, неминуемых в связи с вступлением нашей страны во Всемирную торговую организацию. Очевидно, что удержаться в жизнеспособном состоянии будет нелегко, поскольку на равных придется конкурировать с более качественной и зачастую более дешевой импортной продукцией. Багаж, с которым российская промышленность отправляется в плавание по океану мирового рынка, пока весьма скуден. Особенно сказывается значительная изношенность мощностей. Единственный шанс стать конкурентоспособным - это модернизировать производство, чтобы качество продукции соответствовало мировому уровню.

Ликвидировать технологическое отставание на смоленском заводе принялись сразу же после вхождения в группу «АКИБАНК». При ее финансовой поддержке началось внедрение современного оборудования. Станки с программным управлением стали заменять тяжелейший физический труд рабочих. Одними из первых были приобретены оборудование плазменной резки, ленточно-пильные станки. Кроме того, заработал новый окрасочно-сушильный комплекс, позволивший не только улучшить внешний вид окрашиваемых на заводе узлов и агрегатов автомобилей, но и значительно повысить качество окраски. Еще одна составляющая программы модернизации производства - приобретение гальванической линии. Поскольку выпускаемые заводом машины работают в агрессивной среде, кузовные детали необходимо покрывать хромом и цинком - для увеличения их эксплуатационного ресурса. В нынешнем году был запущен один из ключевых и самых заметных объектов завода - козловой кран, сменивший аналогичное оборудование почти с сорокалетним стажем работы.

Все крупнейшие приобретения завода были сделаны по программе АКИ-лизинга, позволившей выкупать оборудование с рассрочкой в три года. Высоко оценив столь выгодное сотрудничество, руководство смоленского предприятия приступило к разработке более масштабной программы по модернизации производства. Запускаемые сейчас два обрабатывающих центра с автоматизированным управлением (токарный и фрезерный) призваны заменить сразу восемь устаревших универсальных станков. Задача работника, обслуживающего такой центр, – только выбрать программу, по которой будет проходить обработка материала, все остальное – дело техники. Еще одно ноу-хау в механозаготовительном подразделении завода – это лазерный комплекс, который также заменит часть фрезерных, сверлильных и расточных работ, а самое главное, позволит выпускать более качественные детали с высокой чистотой поверхности. Выход завода на новый технический уровень повлек за собой и качественное обновление персонала. Руководство делает ставку на молодых и высокообразованных специалистов. При приеме даже на рабочие специальности в резюме кандидатов в графе «образование» необходима отметка «высшее».

Столь интенсивная модернизация производства не могла не сказаться на его темпах. Ежегодно экономисты завода фиксируют снижение производственных затрат и повышение производительности труда в среднем на 15-20%. Чтобы сохранить столь радужные показатели, темпы технологического обновления в будущем запланировано ускорить. Так, уже в следующем году на эти цели будет потрачено порядка 50 миллионов рублей. Во главе списка запланированных приобретений значится еще один окрасочно-сушильный комплекс. Первая такая установка эксплуатируется с максимальной интенсивностью, но и этого недостаточно, чтобы охватить всю номенклатуру изделий. Если ранее завод был ориентирован на выпуск 500 машин в год, то теперь этот показатель увеличен вдвое. Также будет продолжено техническое перевооружение механозаготовительного производства, в котором ставка уже сделана на автоматизацию. Большое внимание будет уделено и инфраструктуре завода. До 2020 года запланировано полное обновление систем отопления, вентиляции, освещения и канализации.

Пример мировых лидеров промышленности, а также логика сегодняшних реалий российского производства подтолкнули смоленское предприятие к изменениям еще по одному важнейшему направлению. В ближайшее время завод КДМ будет стремиться к максимальному расширению кооперационных связей, с тем, чтобы в дальнейшем отказаться от экономически невыгодных, неэффективных видов производства и сконцентрировать внимание на основном виде деятельности – сварочно-сборочном производстве. Ожидается, что после проведенной технической революции оно будет соответствовать мировым стандартам.