Заводу КДМ имени М.И. Калинина – 100 лет! "ТРАНСПОРТНАЯ СТРАТЕГИЯ-ХХI ВЕК", №14, 2011г.

Потребность отечественного рынка в комбинированных дорожных машинах на сегодняшний день составляет около 2000 единиц техники в год. Примерно половину от этого объема обеспечивает старейшее предприятие отрасли - Смоленский завод КДМ имени М.И. Калинина, отмечающий 100-летний юбилей.

На самом заводе его почтенный возраст склонны причислять к достоинствам. Прочие компании, которые сегодня производят технику для дорожной отрасли, появились на рынке в 90-е годы прошлого столетия. Завод же имени Калинина еще в 1932 году был присоединен к наркомату шоссейных дорог, и именно с той поры сосредоточен на выпуске машин, используемых в дорожном хозяйстве. Первая в Советском Союзе комплексная дорожная машина вышла из сборочного цеха именно калининского завода. Аббревиатура КДМ официально прожила с той поры почти полвека. И хотя сегодня она уступила место установленному Минтрансом сокращению ЭД, в среде специалистов «кадээмка», однажды запущенная в серийное производство на смоленском заводе, - по-прежнему куда более цитируемое определение.

Сам по себе факт долгожительства, безусловно, не может считаться конкурентным преимуществом. Другое дело, - он прозрачно намекает, что болезни роста у предприятия остались позади. Сегодня - это производственные мощности с многолетней специализацией на выпуске конкретной продукции и до мелочей отработанная технология. Но спадов избегать, конечно, не удавалось. Особенно тяжелым в этом смысле выдался период конца девяностых-начала двухтысячных годов, когда завод дважды переживал банкротство. Этого, не исключено, можно было избежать - даже в условиях неблагоприятных внешних экономических факторов. Однако подкосил предприятие сезонный характер выпускаемой им продукции. Колебания спроса хорошо заметны и по сей день - если осенью и зимой за ворота завода ежемесячно выезжает свыше сотни комплексных дорожных машин, то летом с конвейера сходят примерно двадцать единиц техники. Не имея в то время мощных инвесторов, ОАО «КДМ» попросту было лишено оборотных средств.

Период стабилизации и расцвета предприятия начался в 2005 году с приходом в качестве учредителя Акционерного коммерческого банка «АКИБАНК» (Набережные Челны). «Когда в девяностые годы завод накапливал долги по налогам, ни один банк не брался выдавать кредиты, ссылаясь на «смутность» времени, - вспоминает непростые времена генеральный директор ОАО «Завод КДМ им. М.И. Калинина» А. Д. Франгопулов. - кредиты АКБ «АКИБАНК» изменили ситуацию коренным образом - у нас не просто появилась возможность кредитоваться под будущие заказы. На предприятии мы сумели существенно выпрямить всю экономическую деятельность. И теперь летом, когда поток заказов заметно иссякает, завод создает запас прочности под осенний вал реализации».

Во многом это и обеспечивает те высокие показатели по продажам дорожной техники, которые позволяют предприятию удерживать передовые позиции в сфере производства техники для дорожной отрасли. В год на каждого работника предприятия производится почти две машины, что в четыре раза больше существовавшей в Советском Союзе нормы. Хотя, несомненно, что причины этого кроятся также в высокой производительности труда и применении современных технологий.

Кстати, модернизация линий и мощностей также началась в 2005 году, когда в состав учредителей вошел «АКИБАНК». По договоренности с акционерами каждый год ОАО «Завод КДМ им. М.И. Калинина» в обязательном порядке получает средства на техническое перевооружение. Только за последнее время введены в строй две современные установки плазменной резки, эксплуатация которых позволила автоматизировать тяжелейший физически труд.

Кроме того, заработал новый окрасочно-сушильный комплекс, позволивший не только улучшить внешний вид окрашиваемых на заводе узлов и агрегатов автомобилей, но и значительно повысить качество окраски. «Прежде все было по-простому, - снова делится воспоминаниями А. Д. Франгопулов. - Хранившийся под открытым небом металл зачищали и покрывали нитрокраской, которая быстрее сохнет. Но при таком методе обработки и нанесения, больше года окрашенные поверхности, к сожалению, не служили. Сейчас же всю ржавчину сбивает дробеструйная установка, наносим хорошие краски, после чего детали сушим в горячей камере. Во-первых, увеличивается толщина наносимого покрытия, во-вторых, значительно возрастает срок службы подготовленных таким образом деталей».

Третья важная составляющая программы модернизации производства - приобретение гальванической линии. Поскольку выпускаемые заводом машины работают в агрессивной среде (зимой используется не молодящая металл песко-соляная смесь), кузовные детали необходимо покрывать хромом и цинком - для увеличения их эксплутационного ресурса. Наконец, как рассказал А. Д. Франгопулов, на участок кузовов в настоящее время закуплено немецкое сварочное оборудование - сварочные полуавтоматы, оснащенные точной, гибкой регулировкой сварочного тока, что положительным образом скажется на внешнем виде и качестве шва. Как считает генеральный директор завода, сейчас модернизация производства крайне важна, поскольку с неизбежным приходом в дорожную отрасль иностранных компаний, возможности для выживания отечественных производителей будут во многом обусловлены их технической подготовленностью.

Сегодня исполнение и комплектация дорожной техники зависит исключительно от возможностей заказчика. И тенденция такова, что потребители перестали ориентироваться исключительно на «КамАЗ». В прошлом году завод сделал 88 «Мерседесов», и больше трех десятков «Вольво» и «Ивеко». При этом качество продукции смоленского завода практически соответствует высоким стандартам импортного автомобилестроения. Завод может изготовить уборочные комплексы, которые несут на себе до 25 видов самого разного оборудования - для сравнения, еще два десятилетия назад таковых насчитывалось только четыре.

Важно подчеркнуть, что на заводе создана и функционирует собственная конструкторско-технологическая служба – все применяемые технологии спроектированы и разработаны в недрах ОАО «КДМ им. М.И. Калинина». Новинками нынешнего года стали малогабаритная ЭД-244Н и подметально-уборочная машина МПУ-3000. А в перспективе – создание комплекта сменного навесного оборудования для ямочного ремонта методом пневмонабрызгом. «Рынком диктуется такая задача: выпускать в год 1-2 единицы нового оборудования или 2 новые машины, - поясняет А. Д. Франгопулов. - Мы от этого графика не отстаем, потому и выживаем. Чтобы соответствовать высоким задаваемым стандартам, пришлось даже приглашать конструкторов и технологов из Брянска, так как смоленские учебные заведения машиностроителей не готовят. Кстати, приглашенным выпускникам Брянского Технического Университета мы оплачиваем найм жилья…».

Внимание со стороны социальной службы завода оказывается не только иногородним. Даже в самые трудные времена на предприятии действовал колдоговор. А при нынешних акционерах он изменялся уже трижды, каждый раз увеличивая защиту интересов работающих. Все социальные программы сегодня реализуются профсоюзной организацией под председательством Т.В. Дергачевой совместно с руководством предприятия.

На заводе ежегодно индексируется зарплата. В январе этого года индекс составил 11 процентов. Средняя зарплата сейчас 21 тыс. рублей. Не забывают на предприятии и о ветеранах. В прошлом году учреждены два почетных знака – «Почетный работник завода» и «Ветеран завода». Они вручаются тем, кто проработал на заводе не менее 25 лет. К тому же, значительно были увеличены суммы материальных поощрений по выслуге лет. К рождению ребенка родители получают 5 тыс. рублей. Работники калининского завода имеют все, что когда-то было обычным на промышленных предприятиях, - новогодние утренники для детей, путевки в санатории и детские оздоровительные лагеря. «Мы ничего не выдумывали, - говорит генеральный директор ОАО «Завод КДМ им. М.И. Калинина» А. Д. Франгопулов. – Просто вернули то хорошее, что было раньше в социальной жизни коллектива».

Главные принципы в социальной политике, которыми руководствуются владельцы предприятия, это – преемственность и традиции. Именно поэтому в 2006 году заводу было возвращено имя всесоюзного старосты М. И. Калинина. По мнению рабочих, чьи деды начинали работать на заводе, переведенном из Вильнюса в Смоленск в первую мировую войну, а отцы делали «Катюши» для Победы, это абсолютно логичный шаг. Ведь как бы не менялось название завода, все знают и помнят его самое яркое имя – «Калинка»!